Интернет маркетинговое агентство

МВФ: Беларусь ждет дефолт. Fitch подтвердил высокую вероятность дефолта в Беларуси Что такое дефолт

МИНСК. Миссия Международного валютного фонда работала в Минске 21-30 июня. Прогноз по окончании визита от экспертов МВФ не радует — рецессия белорусской экономики затягивается, спасут лишь быстрые системные реформы, но власти, мягко говоря, с реформами тянут, сообщает RFI .

Глава миссии МВФ в Беларуси Питер Долман заключительную пресс-конференцию начал одобрением некоторых действий белорусских властей, в частности Национального банка.

Питер Долман: «Быстрое снижение курса белорусского рубля подстегивало инфляцию и еще больше усугубило финансовые сложности предприятий. Многие предприятия взяли кредиты в долларах. Правительство предприняло энергичные меры для того, чтобы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. И правительству эти принятые меры следует поставить в заслугу. Кроме того, правительство стало проводить очень важные оценочные и диагностические исследования и реформы в период 2015-2016 годов. Тем не менее, мы считаем, что реформы нужно углубить и ускорить. Реформы нужны, чтобы устранять возникающие факторы уязвимости и улучшать перспективы экономического роста, они также нужны для того, чтобы создавать новые рабочие места и повышать доходы населения ».

В активе власти, по мнению эксперта, переход на гибкий обменный курс белорусского рубля в прошлом году, пенсионная реформа, либерализация цен, первые шаги по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Но, как считает миссия МВФ, рецессия в Беларуси в 2016-2017 годах будет сохраняться, ВВП страны в 2016 году снизится на 3%, в 2017-м — на 0,5%.

Питер Долман: «Мы видим, что ситуация в странах, являющихся главными торговыми партнерами Беларуси, сейчас улучшается. Но улучшается медленно. Цены на нефть, как ожидается, будут расти очень умеренно. Что касается самой Беларуси, то многие госпредприятия находятся в сложном положении. Многие из них не могут эффективно конкурировать, несмотря на значительную инвестиционную поддержку правительства. Это отрицательно сказывается на рабочих местах и доходах, а также увеличивает долю «плохих» кредитов в госбанках. В то же время возможности господдержки исчерпываются. Что же предстоит сделать? Мы считаем, что самая важная задача — реформирование сектора госпредприятий, а также обеспечение в рамках этих реформ развития сектора частных предприятий. Это вопрос сложный, но также и безотлагательный. Мы считаем, что правительство должно ускорить темпы проведения реформ, включая и реструктуризацию. Параллельно с этим следует укреплять систему социальной поддержки — с более надежной системой предоставления пособий по безработице и переобучения кадров, с особенным вниманием к адресной поддержке наиболее уязвимых слоев населения. По нашему мнению, с ускорением реформ в среднесрочной перспективе экономический рост может даже превысить показатель 4,5% в год».

Питер Долман при этом подчеркивает, что «для завершения процесса реформирования может потребоваться несколько лет» - при условии, что реформы будут проводиться «координированно и последовательно».

Белорусское правительство, между тем, видит экономическое будущее страны более позитивно. Согласно пятилетней программе социально-экономического развития, одобренной недавним Всебелорусским народным собранием, ВВП страны вырастет в 2016-м на 0,3%, в 2017-м — минимум на 1,5%, в 2018-м — не менее чем на 2,4%, в 2019-м — как минимум на 3,3%. Но, по информации агентства БелаПАН, план подвергся корректировке: сейчас в правительстве рассматривают два сценария развития событий. Первый по-прежнему предолагает рост ВВП в будущем году 1,5%, по второму сценарию ВВП увеличится лишь на 0,2% при среднегодовой цене нефти в 2017 году на уровне 35 долларов за баррель и снижении ВВП России на 1%.

Белорусский экономист-аналитик Сергей Чалый в интервью RFI утверждает, что реформы в Беларуси будут, но, скорее, по принуждению, а не по разработанному и скоординированному плану.

Сергей Чалый: «Нежелание идти на реформы рано или поздно натолкнется на то, что просто в бюджете не будет хватать денег на поддержку неплатежеспособных предприятий, то есть по факту на реформы придется идти, вопрос только, как и с какими социальными последствиями. Будут ли они сознательно каким-то образом смягчаться или это будет происходить хаотично, катастрофическим путем. Я не верю, что в том режиме, в котором сейчас наша экономика существует, эта модель может протянуть весь 2017 год. В банковском секторе не осталось возможности абсорбировать «плохие» долги — все, что могли, они уже сделали, уже примерно 20% активов, которые были «плохими», - справились с ними, плюс, вот эти решения о рефинансировании за счет бюджета, за счет выпуска облигаций и т. д., особенно в конце года в истеричном режиме и начале этого, там, в общем, деньги тоже заканчиваются — именно поэтому сейчас эти «плохие» долги растут. Тенденция такова, что рано или поздно мы или «положим» всю банковскую систему — она перестанет выполнять функции не то что даже превращения сбережений в инвестиции, но даже и расчетные функции. Ну или просто остановятся предприятия — просто на счетах не будет денег для элементарного продолжения своей текущей хозяйственной деятельности, для того, чтобы закупить комплектующие, чтобы просто что-то произвести. Я не верю, что весь 2017 год может пройти без каких-либо структурных изменений, вопрос только, будут ли эти структурные изменения программой реформ, или будут структурные изменения, когда будут вымирать просто сами эти неэффективные предприятия».

Напомним, что Беларусь рассчитывала получить кредит МВФ на 3 миллиарда долларов уже в этом году. Но торможение с реформами затягивает и принятие решения фондом. Сейчас Минск рассчитывает на первый миллиард долларов от МВФ только в 2017 году. «А мы очень сильно нуждаемся во внешних заимствованиях и нуждаться будем еще долго», - подчеркивает Сергей Чалый.

Сергей Чалый : «В ближайшие 7 лет нам будет требоваться на обслуживание внешнего долга около 3 миллиардов долларов ежегодно. У нас каждый год находится порядка только половины этих средств. То есть фактически в бюджете уже второй-третий год подряд мы находим полтора миллиарда, оставшиеся полтора миллиарда надо добирать. Вот сейчас мы получили транш Евразийского фонда стабилизации и развития (первый транш в размере 500 миллионов долларов кредита ЕФСР поступил в бюджет Беларуси 30 марта 2016 года и был сразу же потрачен на погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте, весь объем кредита — 2 миллиарда долларов — RFI), нам остается найти еще миллиард, соответственно, на этот миллиард рассматривают возможность выпуска еврооблигаций. Ну а дальше что делать? То есть, грубо говоря, мы сейчас живем в режиме «с колес». Каждый год нужно порядка миллиарда долларов, чтобы не объявлять дефолт».

Но если экономисты говорят о вероятном дефолте в 2017 году, то белорусские власти продолжают демонстрировать оптимизм, основанный больше на категориях неэкономических. Как заявил 22 июня на Всебелорусском собрании глава белорусского государства Александр Лукашенко, главное сейчас - «не поддаваться депрессии и застою, сохраняя все лучшее из прошлого, уверенно двигаться к цели».

Более того, Лукашенко уверен, что Беларусь в течение 5 лет может войти в число передовых стран мира: «Все зависит от нас, от нашего выбора и настойчивости в достижении поставленных целей. Жизнь показывает, что целеустремленность народа способна творить чудеса. Мне видится Беларусь через пять лет окрепшей и процветающей, независимой и дружелюбной, красивой и уютной для жизни людей. Так и будет».

Страна намерена отложить выплату примерно 7 млрд дролларов. Международное рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) понизило кредитный рейтинг Аргентины в иностранной и национальной валютах до уровня «выборочный дефолт» (SD). Об этом говорится в опубликованном в пятницу сообщении агентства, пишет finanz.ru.Правительство Аргентины 28 августа в одностороннем порядке объявило о продлении срока погашения краткосрочных ценных бумаг (Letes). «По нашим критериям, это представляет собой дефолт», - констатирует S&P.

Спрятать голову в песок не удастся. Нацбанк намерен перевести на рыночные рельсы работу с проблемными активами. Однако независимые эксперты сомневаются, что при нынешней экономической системе это удастся сделать.Вопросы обеспечения ценовой и финансовой стабильности в первом полугодии 2019 года и создания эффективного рынка необслуживаемых активов были рассмотрены 25 июля на расширенном заседании Правления Национального банка, пишет газета «Белорусы и рынок».В Нацбанке напомнили о создании рынка проблемных долгов и подготовленном совместно с правительством проекте указа «О некоторых вопросах работы с необслуживаемыми активами».

Пенсионерам и бюджетникам следует приготовиться. Экономисты прогнозируют новый виток девальвации в Беларуси, которая «съест» и без того небольшие доходы населения, далеко не дотягивающие до обещанных «по пятьсот».«Если в Беларуси не провести реструктуризации государственных предприятий, в стране будет идти наращивание внутреннего долга, что неизбежно приведет к девальвации», – считает директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко.Специалисты считают, что при этом больше всего пострадают те, кто находится в группе социального риска: дети в возрасте до 18 лет, проживающие в семьях с доходом ниже черты бедности, многодетные семьи, а также жители сельской местности.

Это нужно, чтобы ЕС и США списали стране долги. Олигарх Игорь Коломойский, который вернулся в Украину из Израиля в ночь на 16 мая, советует президенту Украины Владимиру Зеленскому, назначившему главой своей администрации его юриста Андрея Богдана, объявить дефолт, чтобы Евросоюз и США списали Украине долги в качестве компенсации за то, что якобы является плацдармом в противостоянии Запада и России. Об этом он заявил в интервью Financial Times (перевод - liga.net).По моему мнению, мы должны поступить с нашими кредиторами, как Греция.

Китайским компаниям не хватает финансирования. Китайский рынок облигаций в 2019 году может столкнуться с крупнейшим дефолтом в своей истории в размере $13 трлн. Об этом свидетельствует исследование Bloomberg (перевод – РБК).Согласно данным, собранным агентством, за первые четыре месяца этого года, китайские компании уже объявили дефолт по внутренним облигациям на сумму 39,2 млрд юаней ($5,8 млрд). Это примерно в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период в 2018 году, замечает Bloomberg.

Государственные предприятия-банкроты являются токсичными. В конце 2018 г. Министерство экономики представило для обсуждения проект новой версии закона «О несостоятельности и банкротстве». Но проект не поможет справиться с теми микро- и макроэкономическими задачами, ради решения которых создают подобные законы в других странах. В частности, он не способен остановить рост числа убыточных предприятий.Самое главное отличие белорусского закона от аналогичного российского и от законодательства практически всех стран – это ограничения на банкротство госпредприятий, установленные в действующем законе и перешедшие в проект нового закона (ст.

Чем Лукашенко будет отдавать? Евразийский банк развития перечислил Беларуси очередной транш кредита – 200 миллионов долларов. Всего же сумма кредита составляет два миллиарда долларов. Эти деньги, по мнению властей, чрезвычайно важны для государства, сообщает «Белсат».Сколько уже Беларусь набрала долгов и, самое главное, чем собирается их отдавать?По данным специалистов, как раз непрозрачность государственной системы, жесткое регулирование экономики и сомнительное использование денежных средств – негативные факторы в кредитном рейтинге страны, что может не позволить рефинансировать уже существующие долги в будущем.

Тогда государство может стать в ряды неприкасаемых. Беларусь рассчитывает возобновить прерванные больше года назад переговоры с Международным валютным фондом в 2020 году, сообщил агентству Рейтер министр финансов Максим Ермолович. В 2019 году по внешним долгам наша страна должна будет выплатить 3,7 миллиарда долларов, пишет «Завтра твоей страны».Почему Беларусь затягивает с переговорами с МВФ по новому кредиту?По мнению экономиста Льва Марголина, это связано с тем, что Беларусь не выполняет условий, на которых настаивает МВФ.

Внешний государственный долг Белоруссии по состоянию на 1 октября 2017 года составил $16,3 млрд, увеличившись с начала года на $2,7 млрд, или на 19,5% с учетом курсовых разниц. В январе-сентябре государство привлекло внешние займы на $3,41 млрд. Основной объем - $1,4 млрд - это средства от размещения еврооблигаций. Крупными кредиторами выступили также Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР, транш на $600 млн), правительство и банки России ($1,09 млрд), банки Китая ($194,5 млн), Международный банк реконструкции и развития ($122,6 млн).

На погашение Белоруссия за девять месяцев направила $821,1 млн (правительству России - $289,3 млн, банкам Китая - $221,3 млн, ЕФСР - $264,8 млн). Внутренний государственный долг по состоянию на 1 октября 2017 года составил 9,4 млрд белорусских рублей ($4,7 млрд), уменьшившись с начала года на 8%.

Уже известно, что и в будущем году для расчетов по внешнему долгу Беларуси потребуются новые заимствования. Внешние обязательства, номинированные в валюте, в 2018 году составят $2,5 млрд, около $1,7 млрд планируется рефинансировать за счет новых займов. В частности, речь идет о новом размещении евробондов.

«После массовых протестов весны этого года белорусское руководство панически боится снижения уровня жизни и проблем с безработицей, хотя доходы населения продолжают падать - при формально растущих зарплатах. Соответственно, правительство продолжает брать кредиты просто чтобы работали крупные госпредприятия, пусть даже в убыток - но они держат „социалку“, - поясняет „Росбалту“ сложившуюся ситуацию эксперт гражданской кампании „Наш Дом“ Светлана Гречулина. - При этом, согласно обновленному прогнозу Всемирного банка, ВВП Белоруссии в 2017 году вырастет на 1,8%. Но этот рост - искусственный, как раз за счет вливания кредитных денег в государственные заводы, ориентированные на российский рынок».

Действительно, в октябрьском макроэкономическом прогнозе, который приводится в отчете «Миграция и мобильность в Европе и Центральной Азии» Всемирного банка, эксперты утверждают, что возобновлению экономического роста в Белоруссии в 2017 году способствует восстановление российской экономики, благодаря чему стал расти белорусский экспорт. «Ожидается, что благоприятные внешние условия сохранятся, поддерживая умеренный экономический рост на 1,8% в годовом исчислении в 2017 году и на 2,1% в 2018 году», - прогнозируют аналитики ВБ.

Впрочем, они же признают: поскольку структурные проблемы в белорусской экономике сохраняются, потенциал для ускорения ее роста ограничен. «Главная проблема для Белоруссии состоит в том, чтобы не попасть в траекторию низких темпов экономического роста, - указывает Всемирный банк. - Чтобы избежать этой судьбы, крайне важно увеличить размер частного сектора, уменьшить размер госсектора и укрепить систему социальной защиты населения для защиты наиболее уязвимых социальных групп в процессе трансформации экономики».

То, что новые кредиты тратятся не на реформы или инфраструктуру, а на поддержку госпредприятий, подтверждают и в правительстве. Как заявил в начале ноября первый заместитель министра финансов Максим Ермолович, долги госпредприятий перед банками обошлись бюджету в более чем 1,8 млрд долларов в 2015-2016 годах, и эта проблема все еще требует решения. На конференции «Экономический форум» 2 ноября Ермолович рассказал, что «В 2015 году было беспрецедентное давление на банки со стороны госпредприятий, которые в один миг перестали обслуживать и погашать свои кредиты. Крупные предприятия испытали сложности с погашением и обслуживанием долгов. Минфину пришлось вмешиваться в этот процесс и проводить глубокую реструктуризацию обязательств предприятий через инструменты бюджетного кредитования. Мы фактически выдавали бюджетные кредиты на погашение этих обязательств, переводя долг предприятий перед банками на бюджет».

Это позволило предотвратить банковский кризис и фактически стабилизировать ситуацию с долгами госпредприятий, и работать им без требований банков к имуществу и счетам. «Далее инструменты рефинансирования будут небюджетные», - заверил Ермолович. Речь идет об инструментах долгового рынка, рынка проблемных долгов, который должен начать функционировать при активном участии Агентства по управлению активами.

Также серьезное давление на бюджет оказывают расходы на пенсионное обеспечение. Население Белоруссии быстро стареет, демографическая ситуация ухудшается. Пути решения здесь два: увеличение пенсионного возраста и снижение соотношения пенсии и средней зарплаты (в Белоруссии оно составляет 40%). Но пока окончательного решения здесь не принято. Идти на снижение пенсий белорусская власть не может, так как пенсионеры - самый преданный ее электорат. А впереди - выборы: местные в феврале 2018-го, а также президентские и парламентские в 2020 году. Получается, что внешние долги идут в том числе и на финансирование пенсионеров, так как Фонда социальной защиты для этих целей не хватает. Более того, пенсии можно рассматривать в более широком социальном смысле: во многих депрессивных регионах Белоруссии, где велика скрытая безработица, с пенсии (или зарплаты бюджетника) порой кормится целая семья - старики помогают детям.

Решится ли Лукашенко на дефолт?

«В нашей новейшей истории не было еще такого случая, чтобы мы не заплатили по долгам кому бы то ни было», - заявлял Александр Лукашенко в 2015-м году. Действительно, даже в пиковые периоды, когда возвращать приходилось более чем по $1 млрд в месяц, сбоев не допускалось. Однако в те годы объем ВВП доходил до $70 млрд, а в 2016-м он составил всего $47 млрд. Возможно, потому сейчас, когда долг быстро вырос на 20%, в белорусских СМИ все чаще стали рассуждать о возможности дефолта.

Чиновники, конечно, такую перспективу отрицают. Уже упоминавшийся Максим Ермолович заявляет в своих выступлениях, что уровень внешнего долга до сих пор был подъемным, и угрозы дефолта для страны нет. «Мы определили параметры экономической безопасности - госдолг не должен превышать 45% ВВП (сейчас он примерно на этом уровне). При этом важно и качество госдолга (уровень ставки и срок привлечения), а также способность его рефинансировать и погасить в кратчайшие сроки. Но это значительное бремя и большая нагрузка для экономики - на среднесрочную перспективу на выплаты по госдолгу будет уходить по 3,5 млрд долларов в год», - говорит он.
И хотя Ермолович признает, что проблема госдолга не решается только бюджетной консолидацией и затягиванием поясов, он подчеркнул, что Белоруссия намерена продолжить рассчитываться по долгам. «Дефолта не будет», - заверяет Ермолович. Вот только новейшая история Белоруссии научила ее граждан, что чиновникам верить нельзя, а чиновникам финансового блока - в особенности. Вся страна до сих пор поминает «тихим, добрым словом» бывшего главу Нацбанка Петра Прокоповича, который в 2011 году публично заявлял, что «девальвации не будет» - ровно накануне обвальной девальвации, уполовинившей доходы и сбережения белорусов.

Вот и теперь чиновники заверяют, что все хорошо, но доходы бюджета падают. Несмотря на все новые попытки указами президента сделать более свободным бизнес-климат, белорусы сворачивают свои бизнесы. За 9 месяцев этого года в Белоруссии закрылись почти 27,8 тысячи индивидуальных предпринимателей и 6,8 тысячи предприятий - это официальные данные. В целом их число в Белоруссии сокращается третий год подряд. Понятно, что вместе с этим падает и налогооблагаемая база.

При этом реальная сумма внешнего долга может отличаться от той, что декларирует правительство, - в большую сторону. Экономист Антон Болточко в комментарии изданию «Завтра твоей страны» обратил внимание, что к внешнему долгу можно отнести и ряд других заимствований, к примеру, внутренний долг, номинированный в иностранной валюте. И на самом деле цифра внешней задолженности заметно выше, чем $16,3 млрд. «Если оценивать все комплексно, то риски, связанные с увеличением внешнего долга, для Беларуси растут и растут не первый год, - отмечает Болточко. - В связи с этим возникают вопросы о возможностях стабильного обслуживания внешнего долга и о том, насколько Беларусь сегодня способна генерировать экономический рост, чтобы расплатиться по кредитам и процентам по ним».

К слову, на недавнем экономическом форуме в Минске представители Международного валютного фонда прямо говорили: они не исключают, что в 2019-2020 годах в случае нестабильности на зарубежных рынках Белоруссия может не справиться с выплатами долгов. Потому что экономический рост достаточно медленный, и свежие цифры подтверждают: Белоруссия остается страной с высокорискованной экономикой.

Что будет в случае дефолта? Как пишет в белорусском «Банковском вестнике» экономист Сергей Грицук, дефолт снижает общий объем торговли страны примерно на 3,2% в год на протяжении следующих пяти лет; он приводит к снижению внешних заимствований частного сектора более чем на 20% от среднего показателя в течение двух лет после достижения соглашения о реструктуризации дефолтного долга; из-за дефолта значительно снижается совокупная финансовая активность в пределах страны-должника. Примерно на два года страна, допустившая дефолт, выпадает с международных рынков капитала. Стоимость последующего заимствования вырастает на 400 базисных пунктов по сравнению с предыдущим займом, но эта риск-премия снижается до 250 пунктов во второй постдефолтный год и растворяется в последующие годы.

Но, справедливости ради, есть в сегодняшней тревожной ситуации и некий светлый момент: сейчас золотовалютные резервы Белоруссии растут. Международные резервные активы республики на 1 ноября 2017 года составили $7,395 млрд (в эквиваленте), увеличившись за октябрь на $128,6 млн, или на 1,8% после роста в сентябре на $273,1 млн. За январь-октябрь прирост резервов составил $2,468 млрд (50%).

Увеличению международных резервных активов в октябре способствовало поступление иностранной валюты в бюджет, включая очередной транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Положительное влияние на рост резервов также оказало поступление средств от продажи Нацбанком облигаций, номинированных в иностранной валюте, и покупка валюты на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи. Но в целом ситуация в постсоветской республике на сегодняшний день такова. Назвать ее стабильной, а перспективы белорусской экономики безоблачными вряд ли можно.

К системным реформам, которых ждут внешние кредиторы, белорусский бизнес и часть правительства, Минск так и не приступил. Внешний долг и проценты по нему обессиливают экономику страны, заканчивающую год, как и предыдущий, в убытках, сообщает агентстство RFI

В начале года белорусские власти прогнозировали даже рост ВВП - на 0,3%. Но снижение цены нефти на мировом рынке скорректировало ожидания Минска, чья экономика завязана на российское сырье. Нефтеперерабатывающие заводы Беларуси остаются главными источниками наполнения бюджета.

Всемирный банк оценивает снижение ВВП Беларуси в 2016-м на 2,7%, и на 0,9% в 2017 году. Международный валютный фонд ожидает сокращение белорусского ВВП на 3% в этом году и на 0,5% - в 2017-м.

В это же время официальная статистика отмечает серьезное падение прямых иностранных инвестиций, которые могли бы выровнять кризисную ситуацию. За январь-сентябрь иностранные инвестиции составили 1 млрд 82,3 млн долларов и снизились на 27% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин в интервью RFI говорит о возможном дефолте белорусской экономики, отмечая, что это, возможно, сыграет на оздоровление ситуации.

Владимир Ковалкин: Даже если мы будем снижать налоги до минимума, это не будет влиять на инвестиции в той степени, в какой могли бы повлиять именно структурные реформы. Мы ходим по очень тонкому льду, который может в любой момент треснуть - и мы провалимся.

Я имею в виду, что у нас огромная долговая нагрузка, огромные платежи по внешнему долгу, и буквально любая проблема с выплатой государственного долга может означать дефолт для нашей страны с соответствующими последствиями. Кстати, дефолт в данном случае - не самая плохая ситуация.

Гораздо хуже, когда все эти долги, гарантированные правительством, которые понабрали наши колхозы и госпредприятия, будут выплачивать обычные граждане через налоги.

Как раз, может быть, и дефолт был бы лучше - можно было бы списать часть этих долгов просто как «плохие» долги, в том числе перед международными кредиторами Беларуси попросить реструктуризации (внешнего долга).

RFI: То есть «обнулить» ситуацию?

В этом нет никакого смысла - это нужно останавливать. В бюджете денег недостаточно для выплаты основного долга и процентов, соответственно, единственный способ - это перекредитовываться, рефинансироваться у МВФ, у структур ЕврАзЭС и так далее, у России брать следующие кредиты, чтобы возвращать предыдущие.

Любая внешнеполитическая проблема, любые внешнеполитические разногласия, которые могут привести к тому, что не будет возможности перекредитоваться, могут, как следствие, привести к дефолту.

Погашение госдолга Беларуси в иностранной валюте в 2017 году составит 2 миллиарда 311 миллионов долларов. Платежи по обслуживанию внешнего госдолга в 2017 году увеличатся и составят 784,5 миллиона долларов.

Правительство пробует найти выход в развитии частного сектора, во всяком случае, в ноябре этого года министр экономики Владимир Зиновский амбициозно заявил о повышении к 2020 году доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси с 28% до 40%.

На прошлой неделе лидеры предпринимательских союзов, чиновники и эксперты собрались в Минске для обсуждения стратегии экономического развития Беларуси, говорили и о заявлении Зиновского.

Мнения негосударственных игроков малооптимистичны. Так, первый вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов подчеркивает, что без системных изменений все желания и задачи правительства останутся нереализованными, а бизнес за это время вообще угаснет.

Виктор Маргелов: «До тех пор, пока у нас будет „царская власть“, как говорится, посмертная, когда у нас патриархи будут сидеть на тронах по 20 лет, когда у нас не будет коллективного принятия решений, когда у нас не будет должной координации внутри делового сообщества - можем ли мы потянуть серьезные вопросы?

Отвечайте сами… Поэтому, я считаю, реформы нужно начинать с себя, но куда лучшие силы девать? Координацию в управлении - мы живем так, как нами управляют. Поэтому вот туда надо силы все бросить.

И в результате должен быть реалистичный, обеспеченный ресурсами, стратегический план - это же взаимоувязанные действия! Сейчас пока я с большим опасением отношусь к тому, что написано (черновой вариант стратегии выхода из кризиса - RFI), времени у нас в обрез. В этом формате документ не заработает».

Глава аналитического центра «Стратегия», экономист Леонид Заико заявил участникам представительного обсуждения, что «хотел одеться на конференцию по моде 1991 года, потому что эти же проблемы мы обсуждали и в 91-92-м годах».

«25 лет - и ничего не меняется. Радостно, знаете ли, что 25 лет мы ходили по кругу. Остался вопрос: будем ли мы идти по этому кругу во второй раз», - сказал экономист.

Леонид Заико: «Какие итоги на сегодняшний день? Бизнес существует. Я даже вижу некоторых, кто 25 лет тому назад стартовал - и они здесь сидят. Но как бы там ни было, эффективность падает.

В 1991 году ВВП на душу населения был 4900 (долларов), сейчас где-то будет 4600–4700. Если серьезно подойти к работе правительства, то в 2014 году 76 миллиардов (долларов) ВВП, в этом году, наверное, будет 46 миллиардов, значит, 30 миллиардов - это годовое уничтожение у нас ВВП, плюс 40 миллиардов - это совокупные долги по всем видам государственного и негосударственного заимствования.

Итог: мне совершенно неважно, кто во главе государства, но 70 миллиардов! Ребята, а в какие игры вы играете? И что вы хотите говорить еще дальше о том, что мы что-то тут будем совершенствовать?»

Среди прочих главным условием для преодоления дальнейшего экономического падения экономисты и бизнесмены называют приватизацию, ведь по мнению даже многих чиновников, государственные предприятия уже не один раз показали свою несостоятельность, средств для поддержания их на плаву уже просто нет.

Накануне конференции по экономической стратегии Беларуси в «Банковском вестнике» - издании Национального банка - была опубликована статья посла Беларуси в Китае доктора экономических наук Кирилла Рудого, бывшего помощника Александра Лукашенко, слывшего главным сторонником реформ в высшем эшелоне белорусской власти.

Говоря в статье об «инвестиционном развороте», сокращении рабочих мест и доходов населения, Рудый предупреждает, опираясь на социально-экономические исследования на Западе: рост безработицы на 1% приводит к росту самоубийств на 1,3%.

«С учетом долговой и бюджетной ограниченности иных вариантов, кроме как открытие экономики для прямых иностранных инвестиций, для сохранения социально-экономической стабильности не просматривается», - подчеркивает чиновник. Кирилл Рудый предлагает руководству Беларуси определить привлечение иностранных инвестиций главным приоритетом экономической политики страны на ближайшие годы.

Если смотреть на рост человека, тогда примерно выше колена – , если представлять это в пропорциях человеческого тела.

С начала года просроченная дебиторская задолженность, то есть – деньги, которые предприятия не получили вовремя за проданный товар, увеличилась на 20% и составляет сейчас четверть от общей, отмечает Белсат .

Просроченная задолженность предприятий перед банками увеличилась с начала года вдвое. Невозвращенные долги сейчас составляют более 14% от всех банковских активов. Выше – на уровне пятнадцати процентов, такой показатель фиксировали 20 лет назад – накануне кризиса 1997 года.

«Если исходить из показателей банковской системы, то они пока, в основном, содержатся в рамках установленных Нацбанком нормативов, в частности, за счет тех форм поддержки, которые в явной и скрытой форме существуют. Но в отдельных банках они балансируют уже на грани фола» , – отметил редактор «Экономической газеты» Леонид Фридкин .

По итогам инспекции отечественной банковской системы, которую в этом году проводил Международный валютный фонд – нехватка денег для обслуживания своих долгов наблюдается в четырех крупнейших банках, а двум из них уже немедленно нужна помощь со стороны государства.

Специалисты полагают, что в среднесрочной перспективе государство оказать такую поддержку банкам сможет, если только население не начнет панически забирать свои вклады. Но .

По мнению Фридкина, на многих госпредприятиях и раньше существовало слишком большое количество работников, поэтому им «придется прощаться с ними, в частности, в том числе и потому, что наличие долгов больше не позволяет нести расходы по содержанию такого персонала» .

Специалисты констатируют – в дальнейшем бремя поддержки неэффективного производства на бюджет будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Тем не менее, в понедельник Александр Лукашенко заявил, что изменений в действующей политике не будет и, в частности, .

«Очень странное заявление, учитывая, что, начиная с прошлого года, специальная правительственная комиссия – так называемый клуб кредиторов подробно изучал ситуацию на неплатежеспособных предприятиях и отдельно выделил те, которым помочь, которых реанимировать уже невозможно» , – удивился аналитик Вадим Иосуб .

Специалисты подводят итоги, поскольку реформы так и не проводятся, дальнейшая способность властей спасать предприятия и банки от банкротства будет зависеть от возможности делать новые внешние кредиты.